
У меня за годы преподавания в институте появилась привычка – всякий раз, когда разговор со студентами заходит на тему мировых финансов, кредитов и роли ссудного процента в современной банковской системе, я задаю им простой вопрос: «А вы читали Шекспира – пьесу "Венецианский купец"?»
Как правило, никто даже названия этого произведения не знает, хотя про Шекспира слышали – год от года одна и та же картина. Тогда я им говорю: «Ну, вы хоть кино посмотрите. Так и называется «Венецианский купец». Классный фильм. Аль Пачино играет главную роль…» Как-то я был сражен ответом из аудитории: «Аль Пачино – это кто?»
Но, тем не менее, хотя они не только «Чапаева» не видели – они даже про «Захват» со Стивеном Сигалом не знают, я повторяю эту историю с каждой новой своей группой.
Смысл в том, что пьеса Шекспира о Шейлоке и венецианском купце – это прекрасная иллюстрация к тому, как лет пятьсот назад пошел распространяться в финансовом мире (и эту тенденцию Шекспир тогда уловил точно) ссудный процент. Как пошло в массовую практику кредитование, и как вообще ссуда денег оборачивалась таким способом, чтобы обратно - любым способом - получить больше, чем заемщику выдал кредитор.
И это стали более крутые истории, чем осуждаемый когда-то в глазах широкой публики (видимо, от зависти) «рантье». Это зарождалась массовая система реального обирание клиента. Это – укреплялось ростовщичество, которое переросло за века из евангелистских сказаний в мировую систему. И история с Шейлоком ярко и доходчиво демонстрирует подобное поведение, когда нужда покрывается займом, но ответственность за полученные в кредит деньги для героя пьесы Антонио, который остро в них нуждается, слишком высока – этот кредит стоит "фунт веса любого органа из любой части его тела".
Шекспир почему-то назвал «Венецианского купца» «комедией», однако, сюжет столь трагичен – это, скорее, «драма» – что до последних сцен зритель находится в напряжении.
В данном случае исполнители главных ролей - Аль Пачино и Джереми Айронс играют со всей силой. А знаменитый Михаил Козаков, который часто играл Шейлока в театральных постановках, рассказывал как-то, что после спектакля его костюм можно было выжимать от пота, с таким напряжением он вел эту роль.
Фильм – сильнейший. Очень советую посмотреть. Особенно – моим студентам, которые, знаю, интересуются этим блогом и заходят сюда. Сейчас лето – и на каникулах самое время познакомиться с кино, которое кое-что прояснит молодым людям в истории мировых финансов. Да и Шекспира стоит посмотреть в классном исполнении, коли нет желания саму пьесу читать…
Все фильмы в рубрике "Субботний кино-хит"