serfilatov (serfilatov) wrote,
serfilatov
serfilatov

Александр Лукашевич: "Ситуация в Сирии и вокруг САР сейчас оказалась на перепутье"

На состоявшемся 31 января брифинге официального представителя МИД России А.К.Лукашевича были подняты многие важные вопросы. 
В частности, Александр Лукашевич заявил:
"Госсекретарь США Х.Клинтон сделала несколько заявлений американскому Национальному общественному радио о том, что, дескать, «русские не хотели продвигаться вперед» в вопросе реализации женевских договоренностей по Сирии. 
К сожалению, нам приходится не в первый раз констатировать, что в публичных высказываниях американские партнеры зачастую допускают предвзятую, а порой и полностью некорректную трактовку российской позиции по Сирии. Это касается и упомянутого заявления Госсекретаря США, которое трудно квалифицировать иначе, как попытку перевернуть все с ног на голову
Стоит обратиться к фактам, которые говорят сами за себя.
Напомню, что именно российская сторона вскоре после принятия 30 июня 2012 г. в Женеве Коммюнике «Группы действий» выступила с инициативой одобрения этого документа в Совете Безопасности ООН в согласованных консенсусом формулировках, которые бы не допускали никаких искажений или инсинуаций. Для обсуждения такого решения нами было предложено созвать в Нью-Йорке «Группу действий» на уровне постоянных представителей. Мы исходили из того, что данный шаг придал бы дополнительный импульс работе «внешних игроков» с Дамаском и сирийской оппозицией по запуску политического процесса с целью формирования в САР переходных властных структур, как это и предусмотрено женевскими договоренностями. 
Оба наших предложения натолкнулись на жесткое сопротивление со стороны западных партнеров и, прежде всего, США.
По логике вещей возникает вопрос, кто все-таки на самом деле «ставил палки в колеса» продвижению вперед в выполнении женевской схемы? Как представляется, ответ очевиден. 


В Москве по-прежнему убеждены, что сейчас как никогда нужны экстренные коллективные шаги, направленные на незамедлительное прекращение насилия и кровопролития в Сирии и поиск компромиссных развязок, которые позволили бы усадить конфликтующие стороны за стол переговоров, открыли бы путь к миру и предотвращению грозящей этой стране гуманитарной катастрофы.
Рассчитываем, что эта работа, в которой весомая роль принадлежит спецпредставителю ООН/ЛАГ Л.Брахими, будет продолжена. Готовы, как и прежде, оказывать ему всемерное содействие. Призываем к этому и всех наших партнеров, в том числе в Вашингтоне. 

Было много спекуляций, искажающих реальную ситуацию в связи с заявлениями спецпредставителя ООН/ЛАГ Л.Брахими по итогам заседания СБ ООН в Нью-Йорке о якобы «невыполнимости» женевских договоренностей и необходимости внесения в них изменений и дополнений. 
Отмечу следующее. 
В ходе своего брифинга в СБ ООН 29 января спецпредставитель ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими предложил ряд идей, которые в целом не выходят за рамки Женевского документа, одобренного консенсусом на министерской встрече «Группы действий» в июне прошлого года. Напротив, представляя свой доклад о ситуации в Сирии Совету Безопасности ООН, спецпредставитель подтвердил, что женевские понимания остаются основой сирийского урегулирования.
Приведенный им анализ ситуации и план дальнейших шагов на сирийском направлении также были выдержаны в духе Женевы. 
Спецпредставитель, действуя в рамках своего мандата, выдвигает различные идеи и предложения по преодолению кризиса. Именно в таком ключе и должен действовать беспристрастный посредник, пытаясь нащупать траекторию движения вперед. 
Предложения Л.Брахими будут учтены Советом Безопасности ООН, который уделяет ситуации в Сирии приоритетное внимание. 
Российская сторона готова обсуждать комплекс вопросов, связанных с имплементацией Женевского документа, в т.ч. применительно к обязательствам «внешних игроков». С этой целью мы считаем целесообразным продолжить дискуссию в рамках женевской «Группы действий». 
Активно поддерживаем дальнейшие посреднические усилия Л.Брахими. 

Обстановка в Сирии остается одной из ведущих тем международной и региональной политики и СМИ. Динамика происходящего как внутри страны, так и вокруг сирийского кризиса высока и разнонаправлена. 
Вооруженное насилие не прекращается. Правительственным войскам удается нанести серьезные потери противостоящим им боевикам. Те отвечают терактами, зверскими расправами над захваченными военнослужащими, массовыми убийствами мирных граждан, наносят там болезненные удары по объектам правительственной администрации, социально-экономической инфраструктуры.
Отмечены случаи, когда разнообразные вооруженные формирования, включая банды уголовников, занимаются похищением людей, вымогательством, разграблением товарных складов, зернохранилищ, промышленных предприятий и вывозом награбленного за пределы страны. 
На северо-востоке Сирии в районе границы с Турцией разворачивается кровопролитный конфликт между пришлыми «джихадистами» и местными курдскими ополченцами, поднявшимися на защиту своих национальных прав и образа жизни. 
Сирийское правительство развивает провозглашенную 6 января с.г. инициативу поэтапного политического урегулирования. Объявлено о готовности оказать содействие возвращению в страну беженцев, обеспечить гарантии личной безопасности для тех оппозиционеров, которые пожелают участвовать в общенациональном диалоге. 
Непримиримая оппозиция на компромисс по-прежнему не идет. 
30 января в Кувейте под эгидой ООН состоялась международная конференция, целью которой была заявлена консолидация гуманитарной помощи сирийскому народу, пострадавшему от кризиса. Ряд государств, прежде всего Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и США, публично дали обещание выделить на эти цели в общей сложности свыше 1 млрд.долл.
Исходя из серьезности гуманитарной ситуации в Сирии, страданий временно перемещенных лиц и беженцев российская сторона была представлена на мероприятии. Вместе тем, без ответа остаются многочисленные вопросы, которые вызвал этот форум.
Так, например, непонятна логика его организаторов, не направивших приглашение представителям сирийского правительства. Неясно также, кому будет передаваться обещанная помощь, кем будет контролироваться ее целевое использование. И в целом, трудно объяснить действия тех, кто сначала вводит против Сирии экономические санкции, а потом пытается проявить заботу о тех, кто от этих санкций страдает. 
Общее впечатление - ситуация в Сирии и вокруг САР сейчас оказалась на перепутье. Каждая сторона, включая внешние силы, имеющие возможность влиять на происходящее, стоит перед выбором, смысл которого сводится к тому, в каком направлении - продолжения или урегулирования конфликта, мира или войны, диалога или кровопролития - они будут подталкивать дальнейшее развитие событий.
Россия свой принципиальный выбор сделала давно. Мы будем продолжать усилия с целью скорейшего прекращения любого вооруженного насилия в Сирии и урегулирования конфликта в этой стране на основе Женевских договоренностей от 30 июня 2012 г. 

Военные действия по восстановлению территориальной целостности Республики Мали вступили в решающую фазу.
Французским подразделениям во взаимодействии с малийской армией и контингентами западноафриканских государств в рамках операции Международной миссии по поддержке Мали под африканским руководством (АФИСМА) удалось остановить наступление боевиков на столицу Бамако, оттеснить их в пустынные северные районы страны и взять под свой контроль крупные населенные пункты, являвшиеся оплотом экстремистских групп - гг. Гао и Томбукту.
В настоящее время французская авиация наносит удары по еще одному опорному пункту боевиков - г.Кидаль. 
Вместе с тем, на позитивные новости из Мали накладывается тревожная информация о высоком уровне насилия в отношении местного населения со стороны малийских военных после передачи им ответственности за отвоеванные у исламистов населенные пункты. Это абсолютно неприемлемо, опасно для будущего страны.
Считаем необходимым принять исчерпывающие меры по недопущению подобного впредь. 
Исходим из того, что французская операция «Сервал» носит временный характер.
Основой для нормализации положения в Мали остается резолюция 2085 СБ ООН. В этой связи отмечаем необходимость скорейшей передачи африканским силам в рамках операции АФИСМА основной ответственности за урегулирование малийского кризиса. 
Важным событием стало одобрение 25 января Правительством Мали «дорожной карты» переходного периода, приоритетные задачи которого заключаются в ликвидации угрозы территориального распада страны и проведении транспарентных президентских и парламентских выборов. 
Состоявшиеся 27-29 января в Аддис-Абебе (Эфиопия) саммит Африканского союза и конференция доноров по Мали продемонстрировали ответственность и сплоченность международного сообщества перед лицом общей угрозы- дальнейшего расползания экстремизма и терроризма. По итогам этих мероприятий приняты решения по финансированию АФИСМА, увеличению численности входящих в нее африканских контингентов, сформулированы дальнейшие шаги по нормализации ситуации в Мали. 
Россия открыта для конструктивного взаимодействия по малийской проблематике, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН. На двусторонней основе предоставляем дружественному африканскому государству помощь в укреплении национальных вооруженных сил и органов правопорядка. Оказываем гуманитарную помощь. Будем делать это и впредь". 







Tags: Лахдар Брахими, Мали, Сирия, Хиллари Клинтон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments