serfilatov (serfilatov) wrote,
serfilatov
serfilatov

Categories:

5-ую оперативную Средиземноморскую эскадру ВМФ России - С ВОЗРОЖДЕНИЕМ!

Корабли ВМФ России с 2015 года будут действовать в составе постоянного оперативного соединения в Средиземном море, сообщил в понедельник источник в военных кругах.
«Прорабатывается вопрос создания к 2015 году нового оперативного соединения ВМФ, костяк которой составит группировка кораблей Черноморского флота, а его прообразом станет Средиземноморская эскадра советского ВМФ. Эскадра будет на постоянной основе решать плановые и внезапно возникающие боевые задачи на Средиземноморском театре военных действий, в частности парировать угрозы с этого направления для национальной и военной безопасности России», - сказал собеседник, цитирует ВПК .
Собеседник отметил, что вопросы деятельности в Средиземном море по единому замыслу и плану межфлотской группировки успешно отрабатывались в ходе проведенных в январе в этом регионе учений ВМФ.
Собеседник признал, что для реализации задуманного Минобороны плана предстоит не позже чем за два-три года решить проблему обновления корабельного состава Черноморского флота и создать систему материально-технического обеспечения формируемого оперативного соединения.
Собеседник напомнил, что при выполнении боевых задач 5-я Средиземноморская эскадра использовала пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус.
На сегодняшний день ПМТО остался единственным российским военно-морским объектом в дальнем зарубежье.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу 20 февраля в ходе рабочей поездки на Черноморский флот заявил на борту ракетного крейсера «Москва», что «Военно-морской флот России способен выполнять задачи в любых районах Мирового океана, важных для национальных интересов России, таким районом в настоящее время является Средиземное море. Здесь сконцентрированы наиболее существенные угрозы нашим национальным интересам».



Ещё 20-30 лет тому назад советский (российский) военно-морской флот уверенно чувствовал себя в любой части Мирового океана. И в акватории Средиземного моря, которая сегодня устойчиво ассоциируется с 6-м флотом США, американцам очень успешно противостояла 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ СССР, пишет Олег Иванников в статье "Российский флот возвращается в Средиземное море".
Начиная с 1950-х годов действующий в Средиземном море 6-й флот США был серьёзным источником ядерной угрозы для Советского Союза. Базирующаяся на его авианосцах палубная авиация была способна наносить ядерные удары по территории СССР. Первоначально речь шла только о палубной авиации США, но в середине 1960-х характер этой угрозы качественно изменился, на первый план вышли подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ).
К концу 1960-х годов в Средиземном море постоянно находилось не менее 4-5 американских подводных кораблей такого класса.
Советский Союз был вынужден вступить в скрытое противоборство с 6-м флотом США, с целью вынудить его перенести районы боевого дежурства своих ПЛАРБ подальше от советских границ. Основная ставка делалась на группировку надводных сил, которая позволяла наилучшим образом заставить вероятного противника почувствовать степень решимости советского флота использовать все имеющиеся средства для недопущения нанесения ядерного удара по советской территории с этого важного операционного направления.
Решение о создании Средиземноморской эскадры принималось очень тяжело, но благодаря настойчивости руководства ВМФ и очередному кризису, зарождавшемуся на Ближнем Востоке, летом 1967 года решение о создании эскадры все-таки было принято.
С самого начала создания 5-ой эскадры она столкнулась с полным отсутствием в Средиземном море советских военно-морских баз. Единственной доступной базой для кораблей эскадры был сирийский Тартус.
В отличие от американского флота, в чьём распоряжении находилась вся морская инфраструктура НАТО в этом регионе. Решение об организации пунктов стоянки для советских кораблей было найдено очень оригинальное - на отмелях, в определённых местах Средиземного моря, оборудовались специальные банки (точки), на которых можно было пополнять запасы материальных средств и проводить текущий ремонт кораблей.
Постоянное присутствие в этом взрывоопасном регионе советской оперативной эскадры оказывало серьёзное стабилизирующее влияние на общее развитие военно-политической ситуации в нем, позволяло СССР оказывать эффективную военную и военно-техническую поддержку своим союзникам.
Наиболее остро это проявилось во время очередного Ближневосточного кризиса 1982 года: переброска новейшего советского вооружения для сирийской армии осуществлялось, в основном, по морю. И несмотря на открытое участие в этом конфликте кораблей 6-го флота на стороне Израиля, советские транспортные суда беспрепятственно дошли до Тартуса.
Длительное соседство американского и советского флотов в акватории Средиземного моря не было совсем безоблачным. Противостояние и на воде и под водой велось с максимальным напряжением сил и нервов.
Американские военные признавали, что советская эскадра оказалась достойным противником и вынуждала их действовать с максимальным напряжением сил.
Командиры советских подводных лодок и надводных кораблей в этом противостоянии зарекомендовали себя с самой положительной стороны, как профессионалы высочайшего класса, способные на дерзкие и решительные действия, никогда не уступающие инициативу и пространство противнику.
Офицеры эскадры рассказывали, что однажды один из советских кораблей эскадры на полном ходу «влетел» в иностранный порт именно в тот момент, когда в его акватории на американской ПЛАРБ обслуживались ракеты. Решительность советского капитана настолько поразила американцев, что наш корабль не только задокументировал этот процесс, но и беспрепятственно покинул этот порт.
Для советского флота это было нормальным явлением.
Решение о расформировании эскадры было принято 31 декабря 1992 года.
И вот спустя 20 лет российские корабли снова осваивают Средиземноморский театр военных действий.
Мировой океан занимает около 70% всей поверхности Земли. В условиях бурного роста населения мира и уже сегодня ощутимого во многих регионах нашей планеты дефицита продовольствия и питьевой воды, Мировой океан неизбежно станет ареной борьбы за находящиеся в нем ресурсы. Уже сегодня проблема правообладания шельфами способна стать серьёзным поводом для обострения ситуации во всем мире.
Помимо этого, морские коммуникации имеют важнейшее значение и для современной экономики. На долю морского транспорта сегодня приходится около 80% объема международной торговли.
Следовательно, состояние военно-морского флота во многом предопределяет экономическую безопасность любого государства, имеющего выход к Мировому океану и принимающего участие в процессе международных экономических отношений, так как речь идёт, прежде всего, об обеспечении безопасности международных перевозок.
В этом контексте учения российского флота, проводимые в непосредственной близости от берегов Сирии, выглядят вполне логичными и закономерными.
Россия несомненно имеет свои национальные интересы в этом регионе и не только экономического характера.

Итак, русские корабли возвращаются, туда, где славу Русскому флоту добывали граф Орлов, адмиралы Спиридонов, Ушаков и Сенявин, многие другие флотоводцы и моряки.

5-ую оперативную эскадру ВМФ России - С ВОЗРОЖДЕНИЕМ!


Tags: ВМФ России, Средиземное море
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments